Жанр ужасов, как принято считать, появился в конце 19 века, когда режиссер Альфред Кларк создал короткометражный фильм, посвященный казни Марии Стюарт. Кино представляет собой 21-секундный ролик, главным моментом которого является показ отрубленной головы. Да, первый хоррор сейчас смотрится примитивно. Но именно он положил начало целому направлению в кинематографии. В дальнейшем среди искусных режиссеров появятся настоящие гуру фильмов ужасов. Достаточно упомянуть Джона Карпентера, Уэса Крэйвена и Дарио Ардженто, создателя оригинала «Рассвета мертвецов».
А что же наш родной кинематограф? Киноманы знают, как еще до образования СССР российские режиссеры выпускали качественные фильмы ужасов. В 1909 году Василий Гончаров подготовил первую экранизацию гоголевского «Вия». Затем вместе с Александром Ханжонковым он снял в «Полночь на кладбище». Увы, картины не сохранились. Но они дали толчок к появлению нового жанра в российском кино.
Перед революцией 1917 года было еще две экранизации «Вия». Отметим и появление фильма «Женщина-вампир» в 1915 году. В начале 20 века вампирская тематика вообще была любимой у сторонников жанра ужасов. В 1922 году вышла классика хоррора – картина «Носферату, симфония ужаса». И в этом же году образовалось новое государство – Советский союз. И у него были свои взаимоотношения с жанром хоррор.
Сказанная во время российско-американского телемоста фраза «В СССР секса нет» стала культовой. Ее можно переиначить и сказать, что в Советском союзе не было еще и жанра ужасов в кино. А причина банальная – тотальный контроль кинематографа со стороны Советской власти. Народный комиссариат по просвещению оценивал все картины отечественных режиссеров перед выходом в широкие массы.
Фильмы ужасов уничтожались, можно сказать, «в зародыше». Советская власть предпочитала не отрывать граждан от реальности. Хорроры оказались под запретом. Собственно, режиссеры прекрасно все понимали и даже не пытались противоречить власть имущим. Это было бессмысленно.
После Второй мировой войны кино и во все превратилось в оружие общенациональной агитации. Вспомним легендарный фильм «Кубанские казаки» 1949 года. Зрителям показывается приукрашенная действительность, где поля Кубани изобилуют урожаями. Агитационная государственная машина попросту не оставляла жанру ужасов шанса. Ведь пессимизм, человеческая драма, обилие крови попросту не вписывались в концепцию, которую создала власть в СССР.
Если в Голливуде каждое десятилетие «штопали» сотни фильмов ужасов, то наши кинематографисты ждали зеленый свет от власти. И дождались только в 1967 году, когда на экраны вышла, пожалуй, самая страшная экранизация «Вия» Н. В. Гоголя. Режиссеру Ивану Пырьеву удалось создать шедевр советского кино. Оно покорила сердца и зарубежных зрителей. Да, режиссеру пришлось перерабатывать материал, так как первоначальную версию посчитали слишком… реалистичной. Однако он все-таки сумел выпустить классный фильм-хоррор.
Выход «Вия» вовсе не означал лояльность власти. Партийцы решили в один момент, что неплохо бы популяризировать классическую литературу, используя кино как мощный инструмент. Поэтому громких исключений больше не было. Только в конце 80-х и начале 90-х годов стали один за другим появляться хорроры. Например, «Паук» и «Пьющие кровь». И жанр ужасов стал развиваться на фоне развала Советов.
Если говорить о российском кинематографе, то дела с жанром ужасов обстоят плохо. Попытка переснять «Вий» с использованием спецэффектов провалилась. Да, есть «Юленька», «Ведьма», «Убрать из друзей» и прочие хорроры. Но все они понравились лишь единицам. Рейтинги на крупных порталах очень низкие. Более или менее качественным получился проект «Гоголь. Начало» и его продолжения. Но даже они подверглись жесткой критике. Возможно, стоит ждать появления гения, который перевернет представление о жанре ужасов в российском кинематографе. Такого как Иван Пырьев.