Что такое артхаусное кино

Что такое артхаусное кино
21.08.2021
17

Мы привыкли, что фильмы снимаются для широкой аудитории. Посещая кинотеатры, мы приносим создателям немало денег. Но есть определенный сегмент картин, не рассчитанный на большую аудиторию. Речь идет об авторском кино, где затрагиваются провокационные темы, где персонажи достаточно сложно шутят, где необходимо вглядываться в героев, чтобы проникнуться их идеями и, собственно, жизнью. Такие фильмы называются артхаусными. 

Создатели авторского кино не зарабатывают много денег, так как их проекты не показываются массово. Исключения есть, но их мало. Режиссеры, специализирующиеся на артхаусном кино, доносят свои мысли и идеи до зрителя с помощью тщательно проработанных образов главных героев. Чаще всего это персонажи с нетривиальным видением на мир. Зрителю предлагается совершить исследование их души сквозь призму сложного сюжета.

Некоторые режиссеры заработали себе имя, снимая артхаусы. Из современников стоит отметить датчанина Ларса фон Триера и американца Дэвида Линча. Европеец вообще считается главным провокатором мирового кинематографа. Его дилогия о «Нимфоманке» активно обсуждается до сих пор, хотя с момента выхода картин прошло немало времени. Линч снимает кино со сложными героями, в которых невозможно предсказать сюжет. Созданный им сериал «Твин Пикс», окутанный тайнами, считается шедевром кинематографа. 

Какие артхаусные фильмы поразили сердца зрителей?

Артхуасные фильмы иногда становятся классикой, их обсуждают десятилетиями. Они становятся неким шаблоном для молодых режиссеров. Рассмотрим несколько примеров.

Маяк

Депрессивный хоррор, снятый в черно-белых тонах, смотрится на одном дыхании. Тем более что актеры подобраны мастерски – Уильям Дефо и Роберт Паттинсон. «Маяк» рассказывает историю о двух смотрителях. Им поручено следить за маяком. Старый ворчливый старик и молодой парень, мечтающий построить собственный дом. Постепенно «вольфрамовая нить» их отношений накаляется до предела. И до конца неизвестно, какую же тайну так упорно не желает открывать ворчливый старик.

Реальные упыри

Тайка Вайтити, создатель знаменитого «Кролика Джоджо», снял фильм, считающийся образцом псевдодокументалистики. Зрителю рассказывают о трех вампирах. Они живут сотни лет в этом бренном мире, который постоянно меняется. Но наши герои не хотят прогибаться под изменчивую «машину», из-за чего попадают в неприятные ситуации. Вайтити «приправил» свой кинофильм специфичным юмором и сыграл одного из главных героев.

Человек – швейцарский нож

Безумная комедия о том, как попавший на необитаемую землю парень пытается использовать в качестве швейцарского ножа… тело другого человека. Фильм пестрит неприятными сценами. Но их хочется смотреть из-за нетривиальности. И, конечно, будем над чем посмеяться. Отдельно отметим великолепную игру Пола Дано и Дэниэла Рэдклиффа. Пожалуй, именно в этой картине «Гарри Поттер» показал весь свой недюжинный актерский талант.

Меланхолия

Когда говорим об артхаусах, невозможно не упомянуть проекты фон Триера. «Меланхолия – фильм о сестрах, которые в один из моментов меняются ролями и переживают жизнь своего родственника. Все это повествуется на фоне приближения смертоносной планеты Меланхолия. Земля вот-вот столкнется с ней, и будет катастрофа. Кстати, начало фильма – своеобразная дань творчеству Стэнли Кубрика. Восьмиминутный пролог очень напоминает старт «Космической Одиссеи 2001 года».

Голова-ластик

Сюрреалистический хоррор от Дэвида Линча. Его первая полнометражная работа. События фильма разворачиваются в мрачном городке. Депрессивный герой Генри проводит дни в не менее мрачной квартире, окна которой выходят на стену из кирпича. Тяжелую обыденность нарушает известие от бывшей пассии Мэри. Оказывается, она родила от Генри ребенка на шестом месяце беременности. Малыш больше похож на головастика, чья голова замотана бинтами, нежели на человека. Родители девушки оказывают давление на Генри, чтобы он женился на Мэри. Но как воспитывать такого ребенка? 

Артхуасы – сложные фильмы. Но этого интерес к ним не падает. Да, их невозможно смотреть постоянно по несколько картин в день. Зато от просмотра получаешь эстетическое кинематографическое удовольствие. И в дальнейшем хочется обсудить с кем-то перипетии сюжета и внутренний мир героев.