«Мастер и Маргарита». Источник: ria.ru
Премия «Ника» - старейшая национальная кинопремия России, которая была основана в 1987 году. С самого начала она стала показателем качества и художественных талантов в отечественном кино. В отличие от более других наград, премия «Ника» всегда ставила в приоритет глубокое авторское высказывание, а не кассовые сборы. На её сцену выходили такие уважаемые режиссеры как Звягинцев, Сокуров и Балабанов. В 2025 году премия в 38-й раз проходила в Москве и, как всегда, оказалась тем событием, о котором заговорила вся киноиндустрия.
Семь номинаций и семь побед. Это абсолютный рекорд года и невероятный триумф экранизации одного из самых загадочных и известных русских романов XX века. Михаил Локшин сумел экранизировать Булгакова так, чтобы угодить и знатокам литературы, и массовому зрителю, что почти невозможно.
"Мастер и Маргарита". Трейлер
Фильм рассказывает мистическую драму о дьяволе, пришедшем в Москву 1930-х, и трагическую повесть о любви Мастера и Маргариты. Сюжет обретает новую актуальность в современности, где темы личной свободы, духовного выбора и власти над правдой звучат всё острее.
Благодаря точным декорациям сталинской Москвы, сильнейшей игра актёров, философской глубине и визуальной мощи, «Мастер и Маргарита» - это не только лучший фильм года, но и, возможно, новая классика российского кино.
Лучший сценарий - «Смотри на меня!» (сц. Андрей Кончаловский и Елена Киселёва)
"Смотри на меня!". Трейлер
Это история о матери и дочери, которые много лет не разговаривали друг с другом, но теперь вынуждены жить под одной крышей. Камерная психологическая драма, которая говорит о боли, которую мы копим в себе, о желании быть услышанным и о том, что иногда глаза скажут больше, чем слова. Андрей Кончаловский вновь показывает мастерство пронзительного повествования с очень точной эмоцией.
Лучшая режиссерская работа - «Снег в моём дворе» (реж. Бакур Бакурадзе)
"Снег в моем дворе". Трейлер
Фильм о мужчине средних лет, который возвращается в родной город после смерти матери. Он бродит по знакомым дворам, встречает старых друзей и вспоминает своё детство. Внутренняя жизнь героя проходит перед глазами зрителя, снег здесь - не просто фон, а символ времени, одиночества, забвения и исцеления. Бакурадзе создаёт кино для тихого и очень личного сопереживания.
«Кончится лето» (реж. Алексей Камынин)
Победы: лучшая мужская роль (Юра Борисов), лучший монтаж (Иван Лебедев)
Главный герой - 17-летний подросток, переживающий последнее лето перед взрослой жизнью. Его жизнь состоит из прогулок с друзьями, первой любви, и в то же время он сталкивается со смертью отца и болью в семье, о которой все молчат. «Кончится лето» - одновременно нежный и, в то же время, беспощадный фильм о взрослении.
Монтаж, словно дыхание, прерывистое, непостоянное, как у человека, который изо всех сил старается удержаться от слез. А игра Юры Борисова как всегда предельно честная, полная точности и внутренней работы.
Открытие года - «Папа умер в субботу» (реж. Зака Абдрахманова)
Независимая, автобиографичная история о взрослении девочки в маленьком городе, в котором умер ее отец, но жизнь все равно продолжается. Тонкий и светлый фильм, пронизанный юмором и болью. Абдрахманову называют «надеждой нового поколения российских режиссёров», судя по дебюту, абсолютно заслуженно.
Лучший неигровой фильм - «Лексо» (реж. Олеся Фокина)
Документальная история про бывшего заключённого, который учит детей танцам. Простая, но сильная картина о человеческом достоинстве, силе прощения и второй попытке. Это один из тех фильмов, после которых появляется желание стать лучше.
Победа «Мастера и Маргариты» - это не просто чествование масштабного проекта, а признание того, что сейчас люди всё ещё любят честное и философское кино. «Ника‑2025» стала трибуной для тех, кто говорит о вечных и важных вещах: о любви и памяти, о совести, страхе и надежде.