"Зловещая долина". Источник: behance.net
Искусственный интеллект стремительно ворвался в кинематограф. В новостях всё чаще появляются заголовки о «фильмах, полностью снятых искусственным интеллектом», но многие зрители сомневаются, что это может быть правдой. Однако, реальные подтверждения и примеры этому феномену уже есть: от короткометражек с абсурдными сценариями до полнометражных картин, показанных на международных фестивалях.
Один из первых экспериментов состоялся ещё в 2016 году. Тогда короткометражный фильм «Sunspring» получил сценарий, написанный нейросетью Benjamin. Текст оказался сюрреалистическим и лишённым логики, но тот факт, что ИИ допустили до профессии сценариста, стал сенсацией.
Затем в 2023 году в Италии в прокат вышел полнометражный фильм «The Diary of Sisyphus», сценарий к которому создал GPT-NEO. В следующем году режиссёр Питер Люзи выпустил англоязычную ленту «The Last Screenwriter», полностью написанную ChatGPT. Правда, зрители дали остро негативную реакцию, и показ в кинотеатрах отменили, а фильм бесплатно выложили в сеть.
С помощью искусственного интеллекта пробовали создавать и анимацию для фильмов. В 2023 году стриминговый сервис Netflix выпустил короткометражку «Собака и мальчик», где фоновые изображения были сгенерированы при помощи алгоритма, но такого рода эксперимент обернулся скандалом: зрители раскритиковали проект за низкое качество картинки.
"Собака и мальчик". Источник: vk.com
Гораздо лучше люди восприняли фильм «Thank You for Not Answering», созданный с помощью нейросетей Runway и Stable Diffusion. Сгенерированные кадры и синтетическая озвучка внезапно придали истории о человеческом одиночестве эмоциональную силу.
В 2025 году на Берлинском фестивале показали фильм под названием «What’s Next?», который был полностью собран из сгенерированных искусственным интеллектом видеоклипов. Картина вызвала бурные споры о том, кого стоит считать автором: режиссера или ИИ.
В 2025 году в Нью-Йорке AI Film Festival собрал уже более 6 000 заявок, хотя в 2023 их насчитывалось лишь около 300. На экране показывались как полностью сгенерированные работы, так и гибридные проекты. Появился повод для важных обсуждений: как регулировать авторские права и защиту творцов в эпоху ИИ?
Несмотря на громкие заявления о фильмах, снятых полностью ИИ, реальность показывает, что лучшие примеры появляются там, где человек и нейросети работают вместе.
Так, в короткометражке «Echo Hunter» (2025) использовались профессиональные актёры из SAG-AFTRA. Их голоса и движения стали основой для персонажей, а ИИ отвечал уже за визуальную обработку. Похожий подход выбрала и Наташа Лионн в фильме «Uncanny Valley», где алгоритмы стали частью визуальной концепции, но главной темой в проекте были человеческие отношения.
Фильмы, сделанные искусственным интеллектом - это уже наша реальность. Важно понимать: сейчас ИИ редко выступает полноценным режиссёром, и пока что остаётся лишь инструментом для упрощения работы человека.
За несколько лет ИИ прошёл путь от абсурдных текстов до настоящих полнометражных фильмов и даже собственного фестиваля. Однако кино остаётся искусством, в центре которого всегда будет находиться именно человек. В будущем люди будут совмещать ИИ с собственными силами: алгоритмы возьмут на себя технические задачи, а режиссёры и сценаристы продолжат придумывать смыслы и закладывать нужные эмоции проектам.
Фильмы ИИ - это реальность, которая только начинает менять киноиндустрию.