
«Очень странные дела». Источник: variety.comВнимание: ниже — спойлеры к первому тому 5 сезона «Очень странных дел».
Братья Даффер рассказали, что финальная битва эпизода «Колдун» стала одной из самых сложных сцен в производстве за всю историю сериала: масштабный штурм военной базы, демогоргоны, дети в Хокинсе, Одиннадцать и Хоппер в Перевёрнутом мире и выход Векны в «наш» мир были задуманы как единое, почти непрерывное погружение в хаос.
Кульминацией становится момент, когда Векна выводит Уилла, Майка, Джойс и военных из равновесия, а детей, которых герои пытались эвакуировать, утягивает в Изнанку. Векна демонстрирует полное превосходство и воспринимает детей как идеальные инструменты для достижения своей цели. Именно в этот момент Уилл, вспоминая свои отношения с Майком, Джойс и Джонатаном и слова Робин, впервые осознанно получает доступ к новым способностям и останавливает демогоргонов, управляя ими как «марионетками».
По словам Дафферов, Уилл не обладает теми же силами, что Одиннадцать: он не телепат и не двигает предметы напрямую. Его способность — подключение к коллективному разуму Изнанки и управление тем, что находится внутри него, в том числе существами Векны. Эти силы не «живут» в нём постоянно, они зависят от близости к коллективному разуму и возникли только потому, что Уилл когда-то оказался в Перевёрнутом мире и стал его частью.
Авторы подчёркивают, что идея способностей Уилла существовала у них давно: ещё во втором сезоне связь с тёмной стороной Изнанки была заложена как ранняя форма того же дара. В 5 сезоне Уилл впервые перестаёт быть пассивным наблюдателем и использует эту связь как оружие.
«Очень странные дела». Трейлер 5 сезона
Дафферы связывают пробуждение силы Уилла не только с мифологией, но и с внутренней трансформацией персонажа. В предыдущих сезонах он оставался более напуганным, зависимым от других и не до конца принявшим себя. Линия первого тома 5 сезона выстроена так, чтобы привести героя к точке, в которой он впервые признаёт свою ценность и внутреннюю силу. Только после этого он способен осознанно получить доступ к коллективному разуму и использовать его против Векны.
Сам Векна на данном этапе недооценивает Уилла и воспринимает его как «слабое звено», что и даёт героям шанс.
Авторы подробно рассказали и о флешбэках, в которых зрители видят более юного Уилла, Майка и Джонатана. Изначально эти сцены не входили в четвёртый эпизод, однако в процессе переписывания стало ясно, что внутренний перелом Уилла нуждается в визуализации, а не только в диалоге. Отсюда появился встроенный мотив старых домашних записей и возвращение к ключевым моментам его детства.
Создатели рассматривали вариант с цифровым «омоложением», но отказались от него из-за бюджета и риска эффекта «зловещей долины». В итоге были найдены юные актёры, а сцены с визуальными эффектами для начала сезона выполнила студия Weta: команда ориентировалась на образ Ноя Шнаппа в первом сезоне и долго отрабатывала освещение и детализацию, чтобы зритель воспринимал кадры естественно.
Отдельный блок интервью посвящён Холли Уилер. Изначально этот персонаж в предыдущих сезонах практически не имел собственного голоса, но в 5 сезоне сценаристы решили вывести Холли в центр новой линии. Это решение появилось уже после работы над 4 сезоном, когда стало понятно, что сюжет о похищении детей Изнанкой можно усилить, сделав Холли одной из ключевых фигур.
Дафферы объясняют, что Холли действительно находится внутри храма, который видит Уилл в своём видении, и её сюжет пересекается с ментальным пространством Векны, своеобразным «промежуточным миром», который сама Холли называет Камазоцем.
Макс, оставшаяся в коме после финала 4 сезона, с самого начала 5 сезона была задумана как персонаж, застрявший внутри разума Векны. Линии Макс, Холли и других похищенных детей пересекаются именно в этом ментальном пространстве.
Дафферы подчёркивают, что долгие дискуссии сценаристов были связаны с тем, как показать эту «внутреннюю реальность» и насколько прямо объяснять её природу. Именно через Макс и Холли зритель получает иной, более субъективный взгляд на логово Векны и его внутренний мир.
Восьмая (Кали), знакомая зрителям по 2 сезону, возвращается в 5 сезоне как часть общего замыкания всех сюжетных дуг. Авторы признают, что во второй сезон линия с Восьмой не была реализована так, как им хотелось, и долго оставалась «незавершённой».
В 5 сезоне её возвращение: помогает связать историю Одиннадцать и тему детей-экспериментов и даёт актрисе Линнеа Бертельсен возможность показать потенциал персонажа в более развитом контексте.
Финальный бой первого тома Дафферы называют самым сложным эпизодом с точки зрения логистики и постановки.
Причинами стали:
• ночные съёмки с участием большого количества актёров и детей;
• сочетание трюков, практических эффектов и масштабной CG-анимации;
• необходимость разбивать сцену на несколько блоков и снимать их по частям в разные дни, а затем монтировать так, чтобы зритель ощущал непрерывное действие.
Дафферы подтверждают, что Векна пережил события 4 сезона, отступил и «пересобрал» своё тело, что отразилось в его новом визуальном облике. Тело Векны теперь полностью анимировано, но движения и мимика по-прежнему основаны на игре Джейми Кэмпбелла Бауэра, который работал в облегающем костюме захвата движения.
Мотивы Векны в первом томе до конца не раскрыты. Создатели намеренно оставляют главные ответы, связанные с его конечной целью и ролью Пожирателя разума, на заключительные эпизоды.
Авторы отдельно поясняют выбор Дастина в качестве носителя сильной траурной линии после смерти Эдди: именно он, как «сердце группы», острее всего переживает утрату и чувствует обязанность «нести дальше» память о друге.
В 5 сезоне больше внимания уделено и Карен с Тедом Уилер: семья наконец оказывается внутри основного конфликта, а дом Уилеров подвергается атаке. Это позволяет превратить давно присутствующих, но второстепенных взрослых персонажей в активных участников истории.