Как Black Lives Matter меняет киноиндустрию

Как Black Lives Matter меняет киноиндустрию
05.12.2021
43332

К изменениям, что приводит к BLM, можно как аплодировать, так и ставить под вопрос. Warner Bros. наделали шума, временно убрав из собственного стриминга "Унесенные ветром". Американский Netflix и британский BBC iPlayer изъяли шоу "Little Britain" из-за использования блекфейса. Досталось даже "Сообществу" через один эпизод, в котором Кен Джонг появляется в образе черного эльфа для игры в Dungeon & Dragons. Из-за блекфейса пришлось поплатиться изгнанием из стриминга и таким сериалам как "The League of Gentlemen" и "The Mighty Boosh". UKTV так же убрали один из эпизодов классического сериала "Fawlty Towers" с Джон Клиз, в котором несколько раз используется n-word. Два других чрезвычайно успешных шоу в Америке вообще были отменены без всякой попытки цензуры. Речь о реалити-шоу "Cops" и "Live P.D." которые демонстрируют реальные преследования полицейскими, аресты и жестокие задержания, как правило, темнокожих подозреваемых. Так представители общественной правовой организации Color of Change утверждают, что эти передачи сыграли значительную роль в популяризации искаженных представлений о расовой принадлежности к преступлениям.

Интересно, что кино сообщество или поддержало "чистку" на предмет дискриминации, или воздержалась от комментариев. Скажем, авторы "Студии 30" Тина Фей и Роберт Карлок совместно со студией NBCUniversal сами сделали запрос убрать со стриминга, цифровых платформ и телевизионной сетки четыре эпизода ситкома. В частности, в сериях, которые оказались под прицелом, Джейн Краковски и Джон Хэмм появляются в блекфейсе, а также озвучена расистская теория заговора о гражданстве Барака Обамы. Шоуранер "Клиники" Билл Лоуренс совместно с ABC Studios обратились к Hulu с просьбой убрать три сомнительные эпизоды: в одном блекфейс примеряет персонаж Зака — Браф, в другом — героиня Сары Чок, а в третьем появляется блекфейс и вайтфес (персонаж Дональд Фэйсон маскируется под белого).

В сериале "Офис" с неудобным контентом обошлись несколько осторожнее — изъяли только контраверсионные сцены целого эпизода. Скажем, с рождественского эпизода убрали появление Марка Прокша в образе Черного Пита — помощника Санта Клауса в скандинавских странах. И хотя сцена по сути критиковала расистскую практику европейцев использовать блекфейс во время рождественских праздников, автор "Офиса" Грег Дэниелс был среди инициаторов обновленного монтажа на Netflix. "В Филадельфии всегда солнечно" остались без пяти эпизодов на Hulu опять же через белкфейс, но создатель и один из исполнителей главных ролей Роб Макелхенни до сих пор не прокомментировал ситуацию. А вот авторы скетч-шоу "W / Bob & David" Дэвид Кросс и Оденкёрк публично выразили разочарование тем, что Netflix изъял эпизод, в котором Дэвид Кросс использует блекфейс, чтобы разозлить офицера полиции в исполнении Кигана Майкла-Кея.

Все это стало толчком к дебатам на тему репрезентации расы в кино и сериалах и действительно исключения из стримингов считается цензурой. Ведь "Унесенные ветром" вернули на HBO Max со специальным вступлением. Вышеупомянутые шоу остались доступными на других платформах, а UKTV обещают создать отметку об "оскорбительное содержание", которая будет появляться перед показом подобных образцов расовой сатиры. Значительно сложнее становится вопрос "где провести границу". Disney+ подобно UKTV, ставят предупреждения "может содержать устаревшие культурные изображения", но только там, где стримингу это удобно, ведь и сама "Песня юга" в принципе отсутствует на платформе. Warner Bros. пошли немного дальше, подготовив дисклеймер "материал может изображать некоторые этнические и расовые предрассудки, которые когда-то были обычными для американского общества. Такие изображения были ошибочными тогда и являются ложными сегодня".

Ключевым остается факт различия фильмов и сериалов, которые усиливают расовые и социальные стереотипы, и тех, которые стремятся их разоблачить. К примеру, "Сообщество" прежде всего предусматривало сатиру, ведь, скажем, некоторые фильмы Спайка Ли, где гротескной расовой сатиры так же хватает, никогда не пытались цензировать. Так же как и автор "Золотых девочках" Сьюзан Харисса: в ее легендарном ситкоме под каток попала серия в которой Ру МакКланахен и Бетти Уайт появляются в кадре в черных глиняных масках для лица, уверяя при этом темнокожего гостю, что не являются афроамериканцами. Но вопрос цензуры классических ситкомов 80-90-х - отдельная тема для дискуссии. Ведь расизма в "Золотых девочках" хватает, равно как и гомофобии и толерантности юмора об изнасиловании (чего стоит сквозная арка Дороти). Поэтому сцена с маской — наименьшее из зол, которое бессознательно производили авторы. Даже такие культовые шоу как "Сайнфелд", "Друзья" и "Секс и город" не пройдут испытания на толерантность несмотря на свои прогрессивные идеи.

Все это рискует превратиться в декларативный активизм, в котором гиганты индустрии не производят, а зачищают. Старые истории не должны быть заперты в хранилище и забыты. Они нужны, чтобы понять, как Голливуд оказался там, где он сейчас. Но для качественных изменений мощной киноиндустрии мира нужны новые истории, а значит — новые имена.

На одном из протестов в Лос-Анджелесе Майкл Б. Джордан публично обратился к студийным боссам: "Как насчет системного найма темнокожих работников? "Черный" контент во главе с темнокожими руководителями и консультантами." С Джорданом согласился бы и Спайк Ли, какой когда-то пошутил о том, что в США проще стать темнокожим президентом чем темнокожим главой студии.

В ежегодном отчете UCLA (University of California, Los Angeles) посвященном расовом разнообразии в Голливуде, озвученное число 27.6% - столько актеров и актрис из маргинализированных групп получили главные роли в кассовых картинах 2019 (что на 1% больше показателей 2018). Но системных изменений в индустрии мало, около 93% руководящих должностей в крупных и средних студиях занимают белые, а 80% - мужчины. В то время как расовое разнообразие в кино и сериалах выросло, "зеленый свет" таким проектам все еще в большинстве своем дают одни и те же люди.
Хештег #oscarsowhite появился пять лет назад, но о новых инклюзивных стандартах в оскаровском комитете заговорили лишь в июне 2020. Теперь, вроде бы, фактор многообразия работать не только на стадии отбора картин для номинаций, но и на этапе разработки, создания и дистрибуции фильма, в том числе в рамках оскаровской кампании.

Масштабный перезапуск киноиндустрии происходит уже сейчас — его значительным двигателем является не только протесты против расовой дискриминации, но и пандемия, которая вносит свои коррективы в прокатную систему и ставит под вопрос существование кинотеатров. Но в отличие от вируса, который уже приводит к колоссальным финансовым потерям, перестройки на более инклюзивную систему не будет стоить Голливуду ни цента. Нужно только расширить круг поиска талантов и смотреть в направлении, в котором ранее Голливуд смотреть не хотел.